Как определить, что аккумулятор пора менять?


Как определить, что аккумулятор пора менять? 
73.png
Невзирая на непрерывный процесс совершенствования производителями качественно-эксплуатационных характеристик своих изделий, автомобильные аккумуляторные батареи все равно обладают определенным конструктивным ресурсом. Рано или поздно, но замене подлежит любая аккумуляторная батарея. Как же определить, что этот срок уже настал?
Однозначного ответа на вопрос, каков реальный срок службы аккумулятора, не сможет дать никто. Даже два совершенно одинаковых изделия, установленные на автомобили с различными условиями эксплуатации, прослужат различное время. Это объясняется тем, что очень велико количество факторов, влияющих на продолжительность периода работоспособности аккумуляторной батареи.
Сразу следует оговориться, что гарантийный срок эксплуатации, указываемый в паспорте батареи, не определяет срока его реальной службы, а лишь призван оградить покупателя от приобретения некачественного изделия. Практически любые производственные дефекты аккумулятора проявляют себя в первые 6-8 месяцев работы. В то же время, в соответствии с законами, действующими на территории нашей страны, гарантийные обязательства на сухозаряженные батареи составляют не менее 18 месяцев (при пробеге авто до 60 тыс. км), а на малосурьмяные (необслуживаемые) аккумуляторы – 2 полных года (пробег – до 75 тыс. км).
Основные факторы, которые, в свою очередь, и определяют фактическое время работы аккумуляторной батареи – условия эксплуатации машины, состояние всех элементов ее бортовой электросети и ее технические показатели, тщательность обслуживания аккумулятора и качество ее заводского изготовления.
Многие автолюбители эксплуатируют свои транспортные средства лишь в летний период. В таком случае, при правильном зимнем хранении, срок службы батареи значительно возрастает. Но даже и при круглогодичной работе автомобиля его пробег может значительно отличаться. Для многих привычной годовой нормой является показатель 6 – 8 тысяч километров, а некоторые проезжают такие расстояния в течение месяца. Естественно, интенсивность эксплуатации автомобиля не может не отражаться на качественных характеристиках аккумулятора.74.jpg
Наиболее тяжелый режим работы у батарей, расположенных на транспортных средствах, работающих в службах такси или используемых для обеспечения внутренних нужд различных служб крупных компаний. Именно в таких случаях производится наибольшее количество запусков двигателя, а как раз в такие моменты и происходит интенсивная разрядка аккумулятора. К тому же, на протяжении коротких поездок на непродолжительные расстояния в плотном городском потоке, батарея просто не успевает достичь требуемого уровня заряда.
75.jpgТаким образом, даже при соблюдении всех правил ухода за аккумулятором, срок ее реальной службы на автомобилях такси составляет, как правило, от полутора до трех лет. В то же время у обычного автолюбителя батареи нередко исправно выполняют свои функции до 8 и даже более лет! Как уже говорилось, немаловажным является качество материалов всех элементов аккумуляторной батареи и надежность ее сборки. При этом вовсе не обязательно, что аккумулятор должен быть выпущен под каким-либо суперпопулярным брендом (как минимум 30% его стоимости – это затраты на рекламу). Немало изделий не столь широко известных марок, однако имеющих вполне достойное качество – здесь следует интересоваться отзывами знакомых, знакомиться с информацией в сети Интернет и т.п.
Огромнейшее значение имеет состояние и технические показатели работы генератора автомобиля, реле-регулятора и прочих элементов системы электрооборудования, включая проводку и клеммные разъемы. Далеко не каждый автовладелец обладает соответствующими навыками и умениями для определения и оценки параметров вырабатываемого системой «генератор — реле-регулятор» энергопотока. Поэтому можно порекомендовать дважды в год потратить несколько минут и минимум финансовых средств для обслуживания у опытного автоэлектрика – это поможет застраховать аккумулятор от постоянного недозаряда или, что ничуть не лучше, перезаряда, позволит выявить дефекты и утечки в электроцепи и, таким образом, заметно продлить срок службы батареи.
Естественно, одним из основных признаков необходимости замены аккумулятора, является его неспособность произвести запуск двигателя и потеря своих номинальных качественных характеристик. Однако и в данном случае окончательный приговор можно вынести лишь после детального анализа всех функциональных показателей батареи. Прежде всего, необходимо произвести ее предварительную полноценную подзарядку при помощи внешнего зарядного устройства. Убедившись, что все параметры аккумуляторной батареи (уровень и плотность электролита, напряжение на выводах) в норме, следует произвести пробный запуск мотора. Если аккумулятор уверенно крутит стартер, но двигатель не заводится, то, вероятней всего, проблему следует искать в иных системах. Если стартер не отзывается на поворот ключа в замке зажигания – вероятна его неисправность или обрыв в цепи.
В случае, когда после одно- двукратного запуска двигателя параметры аккумулятора вновь резко теряют свои значения, можно достаточно уверенно говорить о ее дальнейшей непригодности к эксплуатации – вероятней всего, произошла сульфатация пластин либо обрыв в цепи одной из ячеек. Тем не менее, и в этом случае можно порекомендовать предварительно проконсультироваться со специалистами. Проверка аккумуляторной батареи на стенде или при помощи особо «умных» мультифункциональных приборов позволит дать точный ответ на вопрос о необходимости замены аккумулятора.
Помимо своевременной проверки показателей и ухода за аккумуляторной батареей, продлить срок ее эксплуатации поможет правильно отрегулированный двигатель (это уменьшает время работы стартера) и регулярная (раз в месяц) подзарядка батареи малым током при помощи стационарного зарядного устройства.