Причины и признаки загрязнения форсунок, способы очистки!


Причины и признаки загрязнения форсунок, способы очистки!
prichiny-zagrayzneniya-inzhektora.jpgНа большинство современных автомобилей устанавливаются инжекторные двигатели, времена карбюраторных моторов безвозвратно уходят. Инжекторные силовые установки более экономичные, экологичные и производительные, но в то же время имеют более сложную конструкцию и систему впрыска, состоящую из регулятора давления, форсунок, оборудованных клапаном электромагнитного типа, топливопровода, топливной рампы, впускных клапанов и ряда других деталей.
В процессе эксплуатации на обозначенных деталях осаждаются различные мелкодисперсионные частицы и тяжелые фракции (сера, олефин, бензол и ряд других), которые поступают вместе с топливом и могут накапливаться в виде лаковых и смолистых отложений. В свою очередь это приводит к загрязнению форсунок, изменению направления и формы факела распыла, в ряде случаев полному прекращению подачи топлива даже при использовании топливных фильтров, которые способны отсеять частицы крупнее 10-20 мкм.
В результате значительно ухудшается образование топливовоздушной смеси, а также нарушается герметичность клапана регулятора давления, снижается производительность двигателя. Осаждение указанных веществ может препятствовать нормальному функционированию рабочих элементов внутри форсунки, а, именно, может нарушить плотность прилегания клапана, который открывается управляемым БК электромагнитом. В таком случае, в закрытом состоянии они будут пропускать бензин, из-за постоянного давления в топливной системе.
Признаки загрязнения форсунок.
OMVL.jpgПри загрязнении форсунок инжекторного двигателя любого транспортного средства возникают характерные признаки неисправной работы, что обуславливает необходимость очистки форсунок двигателя. Среди этих признаков отметим:
  • Затрудненный запуск мотора, особенно с понижением уличной температуры, когда двигатель холодный;
  • Неустойчивая работа мотора на холостом ходу;
  • Ощутимые провалы при резком или плавном нажатии педали акселератора;
  • Потеря динамики разгона и мощности мотором;
  • Увеличение расхода бензина;
  • Повышение токсичности выхлопных газов СО-СН;
  • Увеличение в несколько раз детонации при наборе скорости, что является следствием повышения температуры непосредственно в камере сгорания и обеднения топливовоздушной смеси;
  • Пропуски зажигания (воспламенения);
  • Периодичные, характерные хлопки непосредственно в выпускной системе;
  • Преждевременный выход из строя датчиков, в том числе каталитического нейтрализатора, свечей зажигания и датчика кислорода (лямбда-зонда).

Следует отметить, что даже если все перечисленные выше неполадки присутствуют при эксплуатации вашей машины, то это не означает, что причина в засорении форсунок. Данные неполадки могут возникнуть по большому количеству причин – от выхода из строя какого-либо датчика (воздухомер, датчик дросселя, лямбда-зонд, РХХ) или падения давления в топливной системе (РДТ, топливный фильтр, бензонасос), до свечей зажигания.

promivka-forsunok-vdnovlennya-robochih-parametrv-avtomoblya_681.jpegОсновные причины загрязнения форсунок.
Основной, но далеко не единственной причиной засорения форсунок инжекторного двигателя, несомненно, является качество топлива. В Западной Европе инжекторы практически никто не чистит, производители лишь рекомендуют их менять через 120 -150 тысяч километров пробега. А вот инжекторы автомобилей, которые эксплуатируются на территории бывшего СССР, приходится чистить через каждые 15 – 30 тысяч километров пробега. Причина плохого качества топлива лишь одна – стремление получить сверхприбыль от реализации ГСМ. В результате:
  1. Недостаточные мощности для производства бензина А-92 и А-95 , а вот А-98 на отечественных АЗС – это в большинстве случаев миф и хитрый маркетинговый ход – не более;
  2. Нарушение условий хранения топлива. Зачастую для хранения бензина А-76, А-80, А-92, А-95, А-98 используют одни и те же резервуары, в которых за годы эксплуатации скапливаются различные смолистые отложения, растворяемые топливом с более высоким октановым числом. Смолистые отложения в результате смываются в баки наших автомобилей, приводя к выходу из строя топливной системы;
  3. Использование при производстве топлива марганецсодержащих присадок, которые повышают антидетонационную стойкость. Это так называемые антидетонаторы, что позволяет легким движением руки превращать низкооктановый бензин в высокооктановый. Например, А-80 может “по мановению волшебной палочки” стать А-95, а детонации и ее последствий не будет как таковых. Присадки в свою очередь вызывают повышенный износ свечей зажигания и ускоренное загрязнение топливного фильтра мелкодисперсионными частицами кирпичного цвета.
?При эксплуатации транспортного средства с инжекторным двигателем в отечественных условиях через каждые 20 – 30 тысяч километров возникает необходимость очистки форсунок. Существует несколько способов – простые (добавление в топливо присадок) и более сложные (частичный или полный демонтаж топливной системы)
Технологии очистки форсунок
В настоящее время существует два основных способа прочистки инжекторов:
1. Ультразвуковой;
2. Химический (с применением различных реагентов).
Также инжекторы могут очищаться:
1. без демонтажа;
2с демонтажем и последующим использованием специального стенда.
Выбор способа зависит от степени загрязнения различными отложениями топливной системы, которую зачастую возможно определить по ряду характерных признаков загрязнения инжектора, износа мотора и ряда других факторов.
Ultrazvuk.jpgУльтразвуковая очистка.
Предусматривает демонтаж форсунок и прочистку на специальном ультразвуковом стенде с использованием промывочной жидкости. Данная технология также предполагает погружение форсунок в ванну со специальной жидкостью (суспензией) и воздействие ультразвуковым излучением.
Химическая очистка.
Может осуществляться как без демонтажа инжектора с силовой установки, так и с демонтажем. Для выполнения этой операции используются специальные установки или приспособления.
Первый способ предполагает прокачку низкооктановой жидкости непосредственно через инжекторную линейку (топливную рампу) и форсунки под давлением, которое создает воздушный компрессор. Мотор работает на этой смеси порядка сорока минут. Установка подключается при помощи специальных штуцеров к топливной рамке в обход бензобака, топливного насоса, топливопровода и топливного фильтра. Жидкость подается, как правило, под давлением 3,00 – 6,00 атмосфер, в соответствии с техническими характеристиками определенного транспортного средства. Раскисшие отложения проходят сквозь форсунки и сгорают непосредственно в цилиндрах мотора.
Второй способ предполагает заливку в бензобак специальной чистящей присадки, благодаря чему вредные смолистые, а также лаковые отложения в основных элементах системы впрыска со временем разлагаются. Такая технология используется как профилактическая мера при незначительной степени загрязнения инжектора. При очень сильном загрязнении такую очистку использовать нельзя. Это приведет к тому, что смолистые частички будут попадать в форсунки, загрязняя их, а также к быстрому износу топливного насоса. Использовать такую химическую очистку можно в том случае, если форсунки снять затруднительно, а степень загрязнения незначительная.
Также для очистки форсунок применяются двухконтурные стенды. На стенде можно не только почистить инжектор, но и определить основные параметры его работы, в том числе:
1. степень производительности;
2. форму образующихся факелов;
3. качество получаемого распыла.
Причем указанные параметры определяются для каждой форсунки отдельно, благодаря возможности имитации работы инжектора. Отличие лишь в том, что применяется не топливо, а промывочная жидкость. Разрушение отложений происходит благодаря кавитации, что подразумевает образование воздушных пузырьков непосредственно в промывочной жидкости.
Отметим и тот момент, что на стенде производится определение измерения механических и электрических характеристик работы каждой форсунки.