Планируем ремонт автомобиля. Полезные советы

Готовим подвеску к зимней дороге

Физика заноса.
Занос авто возникает в случае разницы в сцеплении колес с дорогой. При этом колеса с меньшим сцеплением начинают обгонять колеса с большим сцеплением с дорогой. Так возникает разворот автомобиля, приводящий к заносу.
Как избежать занос авто? Обеспечить равномерное сцепление всех колес автомобиля с дорожным покрытием.
Что может помешать равномерному сцеплению колес автомобиля с дорогой? Неисправная подвеска автомобиля.
Итак, разберем, какие неисправности в автомобиле приводят к заносу.
  • самая распространенная и известная неисправность - неравномерный износ протектора колес, "лысая" резина, выезжать на дорогу на такой резине опасно как для вас, так и для других участников дорожного движения. Даже если вы будете держать большую дистанцию к впереди идущему автомобилю это вас не спасет, всегда найдется автомобиль с хорошей резиной, который обгонит вас, вклинится между вами и затормозит перед вами. Представили?  Поэтому первым делом проверяем колеса и  устанавливаем нормальное давление в шинах.
  • неправильный сход развал колес, может привести к заносу даже при движении по прямой. Выявить данную неисправность легко: на скорости 60 км/ч на прямом ровном участке дороги отпустите руль, если автомобиль начинает уводить с прямой линии, то развал схождение колес требует регулировки. Нужно быть готовым к замене рулевых наконечников и рулевых тяг, в сложных случаях потребуется замена рулевой рейки.
  • подклинивание подшипника ступицы, шрус, разболтанные втулки и стойки стабилизатора и неисправные амортизаторы -  приведут к заносу при равномерном прохождении поворота. Выявить неисправность ступичного подшипника можно самостоятельно, достаточно поднять автомобиль на домкрате и проверить люфт колеса относительно вертикальной оси, при исправном подшипнике его быть не должно. Неисправность шруса проверяется следующим образом: выверните руль до отказа влево и двигайтесь вперед, а затем назад. Повторите при руле вправо. Если есть "хруст"  - пора менять шрус. Неисправные втулки и стойки стабилизатора при движении на неровной дороге будут стучать по кузову автомобиля под ногами водителя. Для проверки амортизаторов есть простая методика: нажмите всем весом на крыло автомобиля, чтобы автомобиль немного "просел" и  резко отпустите. Если автомобиль вернется в первоначальное положение, то все в порядке. Если качнется насколько раз - амортизатор нужно менять.
  • неисправные тормозные суппорта, система АВС, как и изношенные колодки  - приведут к заносу при торможении по прямой. Данную неисправность можно выявить только в автосервисе на стенде. При тяжелом случае после непродолжительной поездке отмечается очень сильный нагрев тормозных дисков, который можно выявить самостоятельно в темное время суток сталь разогретого диска  будет темно красного цвета.

  Замена амортизатора

Очень важный узел автомобиля, обеспечивает безопасность при повороте и при перестроении (предотвращает движение юзом, за счет постоянного прижима колес к дороге). Сокращение тормозного пути  до 5%  в случае аварийного торможения! Комфорт при вождении автомобиля по неровной дороге.
Что выходит из строя?
1. Пыльники амортизатора из-за перепадов температур, естественного старения появляются трещины. Так же пыльники рвутся от воздействия потока воздуха с мелкими камешками и песком , особенно задние. Воздействие очень похоже на процесс  "пескоструй".
2. Амортизаторы текут, после выхода из строя пыльников, на шток амортизатора, смоченный маслом попадает абразив в виде пыли и песка, который рвет сальник штока амортизатора. В результате масло из амортизатора начинает вытекать, что приводит к выходу последнего из строя.
3. Отбойники призваны защитить амортизатор от сильного удара, со временем выходят из строя. Очень губительна для них езда по неровной дороге на большой скорости при минусовых температурах. Иногда достаточно одной такой поездки, чтобы разрушить отбойники полностью. Если разрушены отбойники, то внутри амортизатора разрушаются клапана и сепараторы, амортизаторперестает работать.
4. Опорные подшипники, работают при повороте и наклоне амортизаторов в ходе движения автомобиля. Срок службы у них примеерно такой же как и у амортизаторов.
5. Если не менять пружины у автомобиля более 5-7 лет, то срок службы амортизатора сокращается в 3 (три!) раза. Происходит это из-за того, что пружины со временем "проседают" и рабочая зона амортизатора смещается в нижнюю часть. Это увеличивает вероятность "пробоя" амортизатора при движении по неровной дороге в разы.
Определение неисправностей:
1. Визуальный осмотр пыльников и отбойников. В случае разрывов - немедленная замена.
2. Раскачивание автомобиля при движении на неровной дороге, "клювание носом" при торможении, движение юзом на поворотах, при надавливании весом тела на крыло с последующим отпусканием автомобиль раскачивается, должен только вернуться в исходное положение.  Масляные потеки на корпусе амортизатора. Необходима замена амортизатора.
3. Уменьшен дорожный просвет "клиренс" автомобиля. Необходима замена пружин.  
Рекомендации: если возникла необходимость в замене амортизатора, меняйте также пыльники, отбойники и опорные подшипники. Пружины опционально.

Замена ГРМ

Газораспределительный механизм (ГРМ) необходим для  двигателя внутреннего сгорания. Синхронизирует моменты открытия впускных и выпускных клапанов камеры внутреннего сгорания через распредвал  и вращение коленчатого вала. Имеет ограниченный ресурс, меняется по техническому регламенту по пробегу двигателя. Хотя правильнее было бы производить замену по количеству оборотов, но такого счетчика в автомобиле не предусмотрено. При замене ГРМ меняются все части, независимо от состояния. Выход из строя любой части ГРМ неминуемо приводит к столкновению клапанов и поршней двигателя. Ремонт будет очень серьезный и дорогой.
Что выходит из строя?
1. Ролики натяжителя и обводные ролики начинают шуметь или свистеть на определенных оборотах, после чего могут заклинить. Причина как правило - естественный износ, если не нарушена целостность крышки ГРМ и ее уплотнений.
2. Сальники распредвала. Начинают течь при наличии в моторном масле нагара и металлической стружки, как результат некачественного моторного масла, масляного фильтра, отсутствия сливной магнитной пробки масляного поддона.  Либо в результате масляного голодания из-за низкого уровня масла или выхода из строя масляного насоса.
3. Ремень ГРМ.  Под резиной ремня скрыты  нити из стекловолокна, очень прочные на растяжение, но очень слабые к изгибу. При сгибании ремня радиусом менее 2 см или механическом воздействии, например, натяжение ремня ГРМ с помощью отвертки, нити ломаются. Такой ремень не пройдет и 1000 км. В случае правильной установки, срок службы ремня ГМР  гарантирован на весь период по техническому регламенту. Течь моторного масла из под сальника распредвала также может стать причиной выхода ремня ГРМ из строя.
Определение неисправностей.
1. Визуальный осмотр крышки ГРМ на предмет течи моторного масла. В случае обнаружение незамедлительно замена сальников распредвала и ремня ГРМ.
2. Шумы или свист из под крышки ГРМ, усиливающиеся при изменении оборотов двигателя. Замена комплекта ГРМ.
Рекомендации:
Следите за уровнем моторного масла, не допускайте длительной работы двигателя на повышенных оборотах, глушите двигатель при длительных стоянках. Замену ГРМ производите по регламенту или немного раньше. У каждого производителя комплекта ГРМ есть свой гарантийный срок по пробега, не игнорируйте рекомендации производителя.

Замена маслосъемных колпачков

Маслосъемные колпачки как следует из названия предназначены снимать остатки моторного масла с клапанов двигателя и возвращать их в масляную систему. Изготовлены из металла, керамики, имеют пружинный сальник. Колпачки в период работы подвергаются температурному и механическому воздействию и как следствие имеют ограниченный ресурс.
Что выходит из строя?
1. Маслосъемные колпачки. В результате естественного износа начинают пропускать масло в камеру сгорания двигателя с каждым тактом. Масло сгорает. Уровень моторного масла постепенно понижается. Перегрев двигателя также может стать причиной выхода маслосъемных колпачков из строя. В случае сильного износа колпачки начинают подклинивать на впускном или выпускном клапане, в результате масло просто будет заливаться в камеру сгорания двигателя и сгорать. Также через изношенные маслосьемные колпачки под клапанную крышку попадаю продукты сгорания двигателя и повышается давление под клапанной крышкой.
2. Прокладка крышки клапанов. В результате повышенного давления под клапанной крышкой происходит течь моторного масла. Прокладка часто сажается на герметик. Повторное использование недопустимо. После каждого вскрытия клапанной крышки необходима замена прокладки.
Определение неисправностей:
1. Визуальный осмотр клапанной крышки на предмет наличия следов, течи моторного масла. Немедленная замена.
2. Сизый дым из выхлопной трубы с запахом горелого масла, повышенный расход моторного масла. Замена всех маслосьемных колпачком и прокладки клапанной крышки.
Рекомендации:
Следите за уровнем моторного масла, проверяйте выхлоп. Производите плановую замена маслосьемных колпачков и клапанной крышки, например вместе с заменой ГРМ.

Замена подшипника ступицы

Подшипники ступицы - главные подшипники в автомобили, обеспечивают мягкое и бесшумное  вращение колес. Выдерживают значительные температурные и ударные нагрузки. Защищен от воздействия пыли и воды. Заводской смазки в подшипнике, как правило используется высокотемпературная смазка, хватает на весь период службы автомобиля. Перед установкой необходимо убедится в отсутствии консервативной смазки в подшипнике, читайте инструкцию по установке. Консервативная смазка необходимо для защиты элементов подшипника от коррозии, перед установкой смывается растворителем  и заменяется высокотемпературной смазкой. Являются важным элементом безопасности при движении автомобиля.
Что выходит из строя?
1. Подшипники ступицы. В результате повышенных ударных нагрузок, при неисправности амортизаторов, быстрой езде по неровным дорогам элементы подшипника деформируются, появляются металлические кусочки в смазке, которые способствуют разрушению элементов подшипника.  Из-за перегрева, в результате сильного разогрева тормозного диска, смазка подшипника коксуется, превращаясь в твердые частицы, и затем воздействует на элементы ступичного подшипника как абразив, что приводит к разрушению элементов и, в дальнейшем, к появлению повышенного шума при движении. При установки нового подшипника ступицы с применением ударных инструментов или запрессовки с перекосом, также происходит разрушение и деформация элементов ступичного подшипника. Разбалансировка колес создает вибрации ступичного подшипника, что сокращает его ресурс нормальной работы.   
2. Гайка ступичного подшипника. Если ступичный подшипник не менялся долгое время, более 60-80 тыс.км. гайка разрушается от коррозии, прикипает. Повторное использование невозможно.
Определение неисправностей.
1. При движении накатом автомобиль автомобиль быстро снижает скорость и останавливается, как при легком торможении. Руль ведет в сторону, если это передний подшипник ступицы. При движении с закрытыми окнами ощущается гул в салоне. При постановке на домкрат, колесо проворачивается с усилием, могут быть шумы, и имеет люфт при покачивании колеса за нижнюю и верхнюю часть. При данной проверке колеса не должны блокироваться ручным, парковочным тормозом или включенной скоростью в коробке.
Рекомендации.
Производите установку только в автосервисах, имеющих специальные прессовочные кольца под размер вашего ступичного подшипника и пресс с усилием не более 5 тонн, на гидравлических прессах с большим усилием, например 25тонн, легко передавить подшипник и разрушить корпус подшипника. Внимательно изучайте инструкцию производителя по наличию или отсутствию заводской смазки. Производите замену ступичных подшипников сразу на одну ось. Если вышел из строя правый, то у левого ресурс тоже закончился.

Замена тормозных колодок

Тормозная система, пожалуй, самый главный элемент безопасности в автомобиле. От того как быстро машина может остановится, зависят жизнь и здоровье не только водителя и пассажира, но и других участников дорожного движения. Чем быстрее машина может разогнаться, тем более сильными тормозами она обладает.
Что выходит из строя?
1. Тормозные колодки (накладки). Ресурс тормозных колодок рассчитан в среднем на 10-35 тыс.км. и сильно зависит от стиля, манеры езды. На машинах с рекуперацией (гибриды) тормозные колодки служат в 2-3 раза больше , чем на обычных автомобилях. Частое торможение и сильное, приводит к быстрому износу тормозных колодок. Неравномерный износ тормозных колодок, возникает в случае нарушений в работе тормозного суппорта, износа направляющих тормозного суппорта. Наличию воздуха в тормозной жидкости.
2. Тормозные диски. Ресурс тормозных дисков рассчитан на 5-6 замен тормозных колодок. Как правило, выходят из строя в результате естественного износа. Применение "жестких" тормозных колодок также способствует быстрому изнашиванию тормозных дисков, хотя при этом такие колодки будут работать гораздо дольше. Перегрев тормозных дисков возможен из-за подклинивания направляющих тормозного суппорта и постоянному контакту с тормозными колодками. Последующее попадание перегретого диска, например в лужу с водой, приведет к образованию трещин на диске и выходу его из строя.
3. Направляющие тормозного суппорта и пыльник тормозного суппорта. Сначала выходит из строя пыльник тормозного суппорта из-за очень неблагоприятных условий эксплуатации, находятся под воздействием песка, абразива от тормозных колодок,  больших перепадов температур. После чего в смазку направляющих тормозного суппорта попадает песок и они очень быстро изнашиваются, появляется люфт и происходит перекос с последующим заклиниванием.
4.Тормозные пластины. Основное предназначение устранять резонанс колодок, визг и скрип тормозных колодок за счет изменения частоты вибрации тормозных колодок.  Тормоза скрипят у всех автомобилей, если они не имеют тормозные пластины. Выходят из строя по причине коррозии крепежных элементов из-за недостатка специальной защитной смазкой. В автосервисе их просто выкидывают, не сообщая клиенту и порой не зная о их роли в тормозной системе.
5. Направляющие тормозного суппорта, сделаны из стали и покрыты тефлоном, для лучшего скольжения. Смазываются специальной высокотемпературной смазкой. При должном уходе не требуют замены за весь срок службы автомобиля.
6. Пыльники направляющих тормозного суппорта. Выходят из строя под воздействием агрессивной среды, служат не долго, требяют замены и обслуживания почти при каждой замене тормозных колодок.
6. Тормозной шланг. В случае разрыва делает невозможным торможение автомобиля, очень важный элемент в системе безопасности. Работает под высоким давлением. Разрыв происходит, как правило при экстренном торможении. Меняется при наличии трещин на шланге. Защищен конструкцией  от случайного  повреждения при наличии крепежных элементов тормозного шланга на автомобиле.
7. Трос стояночного тормоза. Предназначен для удерживания автомобиля в неподвижном состоянии, "на ручнике", работает в паре с колодками стояночного тормоза. Выходит из строя при обрыве, из-за естественного использования или коррозии.
8. Жидкость тормозная. Имеет ограниченный срок службы. Окисляется со временем. Меняется по техническому регламенту при определенном пробеге, либо при замене тормозного шланга.
9. Антиблокировочная система- АБС. Предназначена для создания прерывистого прижима тормозных колодок к тормозному диску. Предотвращает блокировку колеса. Увеличивает тормозной путь, но позволяет делать повороты автомобиля при экстренном торможении или на скользкой дороге. АБС работает на каждое колесо в автомобиле индивидуально. Рассчитан на весть срок службы, выходит из строя при ДТП.
10. Датчик АБС. Предназначен для определения момента блокировки колеса, работает в системе АБС. Различают несколько вариантов принципа работы датчика. Используется магнитное кольцо в ступичном подшипнике или кольцо АВС на шрусе автомобиля.
11. Датчик износа тормозных колодок. На европейских автомобилях используется электрический, покупается отдельно, на японских автомобилях датчик механический, идет сразу с колодками.
Определение неисправностей.
1. Визуальный осмотр при каждом снятии колеса тормозных колодок и тормозных шлангов. При толщине тормозного материала на тормозных колодках мене 2-3 мм, необходима замена. При наличии трещин на тормозном шланге - немедленная замена. Уменьшение уровня тормозной жидкости свидетельствует о утечке через тормозной суппорт, тормозной шланг.
2. При торможении слышится скрежет, необходима замена тормозных колодок. При торможении чувствуется биение и вибрации - необходима проверка или замена тормозных дисков.
3. При торможении автомобиль заносит, возможная причина: вышел из строя датчик АБС (нет сигнализации данной неисправности), либо неравномерное усилие на тормозные суппорты -проверить направляющие.
4. При торможении скрип, причина механический датчик износа тормозных колодок заработал -требуется замена тормозных колодок. Если после замены тормозных колодок скрип не пропал, то на автомобиле отсутствуют тормозные пластины.
Рекомендации.
Регулярно осматривайте пыльники направляющих тормозного суппорта, тормозные шланги, тормозные колодки и тормозные диски и своевременно производите замену.

Развал-схождение

Выявить данную неисправность легко: на скорости 60 км/ч на прямом ровном участке дороги отпустите руль, если автомобиль начинает уводить с прямой линии, то развал схождение колес требует регулировки. Нужно быть готовым к замене рулевых наконечников и рулевых тяг, в сложных случаях потребуется замена рулевой рейки.