Для начала рассмотрим зарубежных производителей моторных масел и смазок.
Базовые масла в производстве моторного масла у всех зарубежных производителей одинакова и поставляется всего с нескольких крупнейших нефтяных компаний в мире. Это общеизвестные, публичные нефтяные компания, такие как Exxon, Mobil, Chevron, SK Energy и другие. Главный бизнес для них – это добыча, переработка нефти и продажа продуктов первичной переработки нефти. Затем в базовое масло добавляется пакет присадок и на выходе получается готовый продукт - моторное масло. При каждой из этих компаний есть своя дочерняя компания, производящая пакеты присадок для тех масел, которые производят сами основные нефтяные компании. Для Exxon – это компания Paramins, для Chevron – это Oronite, для ZIC это SK Energy и т.д.
90% продаж присадок в мире приходится на четыре американские компании: Lubrizol Corporation, Infineum – совместное предприятие ExxonMobil и Royal Dutch Shell, Oronite Company LLC является дочерней фирмой корпорации Chevron и ТСМ Afton Chemical. Ведущие производители разработали примерно сто пакетов присадок, причем на каждый пакет может приходиться до 1500 вариаций из шести–восьми различных химических соединений, (сульфонаты, феноляты, салицилаты и сукцинимиды различной щелочности). Чем дороже и технологичнее пакет присадок, тем дороже и качественне получается моторное масло.
Производители мотроных масел и смазок ОЕМ, имеющие свои спецификации на смазочные материалы и смазочные материалы под собственной торговой маркой. Эти спецификации открыты и допускают применение чужих смазочных материалов, соответствующим определенным спецификациям и характеристикам.
Ранее моторные масла классифицировали только по вязкости без учета других свойств и качеств. Сейчас этот параметр в характеристике масла обозначается по шкале SAE. В дальнейшем широкое применение присадок и повышение качества масел создало потребность в классификации по условиям эксплуатации (API). С каждым годом требования к условиям эксплуатации возрастают и создаются новые классы, начиная от SL, SM и SN. Более старшие классы можно использовать вместо младших, наоборот не рекомендуется.
Буква S означает применение для бензиновых двигателей.
Буква C для дизельных
Буквы SN_CF для обоих типов.
-
SN – утвердили 01.10.2010. Содержит ограниченное количество фосфора. Совместимо с новыми системами, нейтрализующими выхлопы, является энергосберегающим.
-
SM - утвердили 30.11.2004. Класс API SM предназначается для бензиновых двигателей, производимых сегодня. Лучше, чем SL, защищает от окисления и раннего изнашивания моторные запчасти. Почти не меняет собственных характеристик в низкотемпературных условиях.
-
SL - Оптимально для авто, изготовленных в двадцать первом веке. Соответственно с допусками автопроизводителей, данная смазка используется в многоклапанных, турбированных силовых агрегатах, которые работают на обедненном горючем. Масло экологичное, энергосберегающее.
Также есть классификация масел ACEA. Этой аббревиатурой обозначается Ассоциация Европейских Автопроизводителей, которая включает в себя 15 компаний с наибольшими объемами производства. В 2008 году она разработала специальный стандарт, позволяющий классифицировать моторные масла.
Вывод: чем выше индекс по API , тем более сложный пакет присадок используется в моторном масле, и соответственно возрастает себестоимость его производства. При этом цена различных брендов может однотипного масла может сильно отличаться. Это уже зависит от того как себя оценивает компания на рынке (вложения в исследования, рекламу и технологии) и каким спросом пользуется ее масло на рынке.
Теперь сравним оптовые цены моторного масла различных производителей, имеющие одинаковую вязкость SAE 5W30.
Производитель
|
артикул
|
тип
|
классификация ACEA
|
классификация API
|
фасовка
|
цена за 1 литр, руб
|
---|---|---|---|---|---|---|
CASTROL
|
Magnatec А5 | A5_B5_A1_B1, ILSAC GF-4, WSS-M2C-913-D | SN_CF | 1 литр |
414
|
|
ELF
|
EVOLUTION FULL-TECH MSX | C3 VW 505,01 Dexos2 BMW LL-04 | SN_CF | 1 литр |
405
|
|
FORD
|
FORMULA F
|
A1_B1
|
SM_CF
|
1 литр
|
340
|
|
GM
|
DEXOS2 A3_B3_B4_C3 | SM_CF | 2 литра |
297
|
||
LIQUIMOLY
|
Special Tec LL | A3_B4, BMW Longlife-01, MB 229,5, VW 502 00_505 00, GM LL-A025_GM LL-B025 | SL_CF | 1 литр |
439
|
|
LIQUIMOLY
|
Optimal HT Synth | A3-04_B4-04, GM LL A025,MB 229,5 | SL_CF | 1 литр |
384
|
|
LIQUIMOLY
|
Top Tec 4600 | C3 | SN_CF | 5 литров |
414
|
|
LIQUIMOLY
|
Top Tec 4200 | A3_B4_C3 | 5 литров |
565
|
||
MAZDA
|
ULTRA | A5_B5 | SL_CF | 1 литр |
450
|
|
MOBIL
|
SUPER 3000 X1 Formula FE | A5_B5, ILSAG GF3 | SL_CF | 1литр |
390
|
|
NISSAN
|
SL_CF | 1 литр |
338
|
|||
PATRON
|
CHRYSLER MS6395, FORD WSS-M2C946-A, GM dexos1, ILSAC GF-5 | SN_CF | 1 литр |
250
|
||
ROLF
|
GT | SN_CF | 4 литра |
321
|
||
SHELL
|
Helix HX8 Synthetic | A3_B3_B4, VW 502,00_505,00 | SL_CF | 1 литр |
380
|
|
TOYOTA
|
SN_CF | 1 литр |
536
|
|||
TOYOTA
|
A1_B1_A5_B5 | SL_CF | 1 литр |
330
|
||
ZIC
|
X7 LS | SN_CF | 1 литр |
354
|
Анализ: Как видим разброс цен на однотипные моторные масла очень сильно отличается. Например, моторные масла API: SN_CF от производителей PATRON и ROLF предлагаются 250-321 руб за литр. новые бренды, только заходят на рынок, но не значит что данное масло чем-то хуже аналогичных. Цена за моторное масло от TOYOTA самое дорогое: 536 руб за литр, при этом по пакету присадок масло от Тойоты существенно уступает моторному маслу Top Tec 4600 от LIQUIMOLY, предлагаемому за 414 руб. за литр.
Почему исчезает оригинальное масло TOYOTA с прилавков магазинов? Ответ прост: 11.06.2017 Компания «ТОЙОТА Мотор Корпорейшн» внесла смазочные материалы, смазки и моторные масла в базу данных объектов интеллектуальной собственности федеральной таможенной службы. Теперь привезти в Россию масло под брендом TOYOTA можно лишь имея прямой контракт. Таким образом, ТОЙОТА фактически монополизировала в своих руках рынок по продаже масла и смазок под своим брендом. Одной из причин такого решения являются розничные магазины, реализующие продукцию по цене, значительно ниже, чем предлагают официальные дилеры. Например, моторное масло 5W40 5Л 0888080375GO у ОД предлагается за 2900 рублей, а в розничных магазинах по от 2100 рублей. Разница для клиента существенна. Теперь клиент будет вынужден приобретать моторное масло только у ОД или выбирать подходящую альтернативну. Выбор за вами!
Удачи на дорогах!
17.10.2017